Московская иконописная школа.

12

XIV и начало XV века - время, когда вновь восстанавливаются связи Руси с Византией и другими православными странами, когда Московское княжество начинает объединять вокруг себя разобщенные русские земли. В середине и второй половине 14в. в московской иконописной школе складываются два основных направления. Первое основывалось на местных традициях, отличалось самобытностью и оригинальностью, выразительностью образов, но было архаичным по изобразительному языку. Такова икона «Борис и Глеб с житием»- плоскостное письмо, угловатость фигур. (Житийная икона- икона с клеймами. Клейма- эпизоды из жизни и деяний святого, расположенные по периметру иконы.)

Второе направление сложилось под влиянием византийской школы через многочисленных греческих живописцев, работавших в Москве (главным образом- Феофан Грек, воспитавший в Москве группу учеников) – икона «Спас Ярое Око».

Начало 15 века- время создания одного из самых значительных произведений живописи того времени- Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля.Его создавали под руководствомФеофана Грека Андрей Рублев с Прохором из Городца. Иконостас этот занимает особое место в истории древнерусского искусства. Он стал образцом для русских иконописцев. Центрального персонажа- Христа- стали изображать как Спаса в силах, то есть как верховного судию. В иконостасе стала звучать идея заступнической молитвы. Фигуры деисусного чина здесь впервые изображены не по пояс, а в полный рост. Считается, что деисусный чин принадлежит кисти Ф. Грека, а первые семь икон праздничного ряда, а также икона Георгия в деисусе написаны А. Рублёвым.

Андрей Рублев (ок. 1360-1430 гг.)

Рублев выработал совершенный художественный язык, а его личность долгое время воспринимали как непревзойденный идеал иконописца. Биографических сведений сохранилось очень мало. Работы: Иконы и фрески Успенского собора во Владимире, три иконы Звенигородского чина («Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Спас»).Наиболее зрелое произведение Рублёва –икона «Троица» - символ объединения Руси против общего врага. Чаша с головой тельца на столе- символ искупительной жертвы. Догмат о триединстве воплощён с помощью единого ритма, движения по кругу, символизирующему их духовное единение. Круг подчёркнут пластикой тел, наклоном голов, очертанием крыльев.

Образы Рублёва утверждают высокие идеалы добра, справедливости, душевной чистоты и гармонии. Он создал свой стиль, характеризующийся гармоничностью, прозрачным колоритом, просветлённостью образов, изяществом фигур, строгим рисунком, особым вниманием к изображению лика, подчинением композиции круговым ритмам.



Дионисий

Представитель московской иконописной школы рубежа 15-16 вв., его образы отличаются торжественностью настроения, богатым, разнообразным, праздничным колоритом, многолюдностью композиций. Для Дионисия характерны удлинённые пропорции, мягкие движения, подчёркивающие одухотворённость персонажей, светлые прозрачные краски. В 1500-1502 гг. художник расписал вместе со своими сыновьями храм Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря- один из наиболее выдающихся памятников древнерусской монументальной живописи. Фрески Ферапонтова монастыря посвящены Богоматери, роспись производит впечатление праздничности, нарядности. Икона «Митрополит Алексий с житием»восславляет деятельность московского иерарха на пользу Русского государства. Икона «Распятие» воплощает абсолютную духовность, выражает переход Христа из бытия человеческого в божественное. Влияние творчества Дионисия на древнерусское искусство было огромным и прослеживается до середины 16 в.

Иконопись 17 вв.

В 17 веке русская художественная культура активно обращалась к опыту Западной Европы, используя его в соответствии с собственными традициями и вкусами. Все новации ранее всего проявились в творчестве мастеров Оружейной палаты. Оружейная палата в это время превращается в главный художественный центр России. Здесь были сосредоточены лучшие художественные силы страны -множество мастеров различных специальностей. Среди них иконописцы, работавшие по заказам царя, заняли ведущее место. В иконописной мастерской Оружейной палаты зародился новый стиль иконного письма, отразивший новые художественные искания эпохи и изменивший традиционный характер иконного образа.

Новые тенденции проявились в иконах строгановской и годуновской школ. Среди мастеров выделяются Прокопий Чирин, Истома Савин, Никифор Савин. Их иконы отличаются тщательной отделкой деталей, богатством орнамента, изысканностью линий. Эстетическое начало в большой мере здесь заслоняет культовое, основное внимание уделялось красоте формы, а не глубине духовного содержания.

Симон Ушаков(1626-1686)

-человек разносторонних талантов: иконописец, теоретик живописи, глава царских мастерских в Оружейной палате; попытался сформулировать и обосновать новые эстетические идеалы в своих литературных сочинениях, представляющих первые на Руси трактаты по вопросам искусства. Симон Ушаков считал, что живопись должна обладать свойством зеркала. Он предлагал перенести приемы европейской реалистической живописи в русское церковное искусство, мотивируя это тем, что люди хотят видеть и бога и святых изображенными правдиво.

«Нерукотворный Спас» - одна из излюбленных композиций мастера. В старинном каноническом типе изображения Христа художник использовал объемную светотеневую моделировку, максимально близко к натуральному передал шелковистость волос, матовость кожи, выражение глаз. В иконе «Троица» (1671 г.) воспроизводится рублёвская композиция, но с использованием прямой перспективы, объёмности и телесности фигур. «Насаждение древа государства Российского»-это скорее не икона, а картина, утверждающая преемственность царей из дома Романовых от прежних государей.

17 век завершает семивековую историю древнерусского искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила своё существование как господствующая художественная система. Древнерусская иконопись принадлежит к числу наиболее значительных явлений мирового искусства.


7970275046805052.html
7970322015454454.html
    PR.RU™